KIOGE-2016
НазадМодернизация нефтепереработки в Казахстане: драйвер отрасли
Открытая конкуренция уже пришла в Казахстан – страна вступила во Всемирную торговую организацию, в полную силу заработали Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество. В этих условиях, когда границы и рынок становятся открытыми, потенциал предприятия определяется его конкурентоспособностью – останется ли оно только региональным, или займет достойное место среди крупнейших международных компаний. И модернизация казахстанских нефтеперерабатывающих заводов призвана стать ответом на вызовы времени, драйвером роста конкурентоспособности отрасли.
Ответ на вызовы конкуренции
Созданные Казахстаном, Россией и Беларусью Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество предусматривают унификацию стандартов и технических регламентов по всем позициям – в том числе по экологическим и эксплуатационным требованиям к производимым странами-участницами моторным топливам – К4, К5. В этих условиях для того, чтобы выпускать продукцию, соответствующую требованиям Таможенного союза, и конкурентоспособную на мировых рынках, Казахстан начал масштабную модернизацию всей своей отрасли нефтепереработки.
Процесс этот действительно уникальный: прежде в Казахстане такого ещё не было никогда, чтобы сразу все три действующих в стране нефтеперерабатывающих предприятия модернизировались одновременно. Причём, под словом модернизация подразумевается не просто замена старого изношенного оборудования на новое. Фактически, на площадках существующих НПЗ строятся абсолютно новые заводы, при этом работы проводятся в условиях действующего производства.
Процесс преобразования устаревших предприятий в современные НПЗ долгий и непростой, но при этом интересный и весьма полезный для Казахстана.
У каждого завода – своя история
У каждого из трёх нефтеперерабатывающих заводов Казахстана своя история. Атырауский НПЗ своего рода «старожил» – ему 71 год. Строилось предприятие в непростые военные годы, когда страна все ресурсы, и материальные, и человеческие, направляла на фронт. Изначально он был ориентирован на переработку всего около 800 тысяч тонн эмбинской нефти и бакинского дистиллята в год, однако со временем мощность НПЗ удалось увеличить до 5 млн тонн. Павлодарскому заводу 38 лет. Он известен тем, что на нём впервые в СССР был введен в эксплуатацию комплекс КТ-1 по глубокой переработке мазута. Шымкентский НПЗ – самый «молодой», переработка нефти на нём ведётся чуть более 30 лет.
Таким образом, все три предприятия при модернизации нуждаются каждый в индивидуальном подходе. Иначе говоря, добиваться поставленных задач по увеличению глубины переработки сырья и производства светлых нефтепродуктов на всех заводах необходимо различными техническими способами. Согласно ТЭО, на проведение полной модернизации требуется около 6-7 лет, 5 млрд долларов США инвестиций и до 9000 подрядных работников.
Международные стандарты плюс национальные нормативы
Чтобы внедрить передовые практики ведущих мировых компаний на заводах, разработка проектно-сметной и рабочей документации выполняется международными компаниями с применением международных практик. Однако национальные нормативы значительно отличаются от международных стандартов, поэтому ещё на стадии подготовки документов по каждому из проектов требуется адаптация проектных решений, в соответствии с отечественными нормами и правилами.
Нефтеперерабатывающие заводы – технически и технологически сложные, опасные производственные объекты, поэтому реализация всех проектов начиналась с разработки технико-экономического обоснования, выбора технологий, процессов. С учётом проведения государственных экспертиз по проектам, на это ушло от нескольких месяцев до полутора лет. Далее разрабатывалась проектно-сметная документация. В среднем это заняло 1,5 года.
После оценки предложений и выбора подрядчиков, началась самая интересная часть реализации проектов – переход на этап практической реализации: разработка рабочей документации, закуп и поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных работ. Этот этап самый длительный и трудоёмкий. Выполнение всех необходимых работ требует 3-4 года.
После завершения полного объёма строительно-монтажных работ начинаются пуско-наладочные. Их сложность обуславливается, в первую очередь, возможностью появления непредсказуемых проблем, решение которых требует как опыта проведения пуско-наладочных операций, так и значительных интеллектуальных затрат и слаженности действий, мгновенного принятия оптимальных решений. Для наладки производства и получения готовой продукции требуется минимум три месяца.
Модернизация – это не только долгосрочный, но и трудоёмкий процесс, требующий участия большого количество специалистов, таким образом, работу на объектах обрели тысячи казахстанцев. На Атырауском НПЗ на строительных площадках работали одновременно более 3500 человек. На Павлодарском НХЗ количество работников, задействованных в период строительства, составляет порядка 2000 человек. На Шымкентском НПЗ в самые пиковые моменты будет задействовано до 3500 работников. Параллельно с проведением строительно-монтажных работ, активно проводится обучение казахстанских специалистов, которые в дальнейшем будут эксплуатировать новые установки.
Модернизация плюс инновации
Реализация проектов модернизации НПЗ – это не только длительные сроки и колоссальные инвестиции, но и зачастую борьба человека с природой – работать приходится в экстремальных погодных условиях. К примеру, в летнее время на юге и западе Казахстана (Шымкентский и Атырауский НПЗ соответственно), температура воздуха доходит до 45 градусов Цельсия выше нуля, а на северо-востоке Казахстана (ПНХЗ) особо тяжелые условия для работы в зимнее время. С ноября по март температура воздуха понижается, достигая в пиковые моменты минус 45-47 градусов Цельсия, что затрудняет проведение полномасштабных строительно-монтажных работ, значительно влияет на скорость их выполнения. Но и в таких условиях работы не останавливаются: применяется 2-х или 3-х сменный график, на строительной площадке создаются специальные условия для проведения работ, к примеру, возводятся отапливаемые временные цеха и места производства работ.
Строительство объектов по программе модернизации предусматривает возведение крупногабаритного оборудования, которое необходимо не просто изготовить, но и доставить до места сборки, произвести сборку и монтаж. И это – также отдельная серьезная задача как для компаний-поставщиков, так и для заводов, поскольку оборудование для каждого из проектов имеет уникальные технические характеристики, нестандартные для транспортировки размеры и вес. Для каждого такого объекта приходилось и приходится придумывать оригинальные решения.
К примеру, город Павлодар не имеет прямого выхода к морским путям: негабаритное оборудование приходится доставлять автомобильным путем, где позволяют габариты – железнодорожным транспортом. Две крупногабаритные колонны для ПНХЗ, изготовленные на отечественном заводе «Белкамит» в Алматы, доставили на завод тремя и четырьмя частями соответственно. Оборудование прошло путь почти через половину страны по маршруту: Алматы - Талдыкорган - Семипалатинск - Павлодар (1450 км).
Крупнотоннажные грузы поступают из многих стран, в том числе и Азиатско-Тихоокеанского региона, причем проходят они и Северным морским путем, через Карские ворота, где навигация продолжается всего два месяца в году. Если учесть, что срок изготовления составляет до 18 месяцев, то производителям приходится планировать завершение так, чтобы попасть в это «окно».
Более благоприятные условия для транспортировки оборудования имеются у Шымкентского и Атырауского НПЗ. Юг Казахстана – транспортный коридор, через него проходит транспортная магистраль «Западная Европа - Западный Китай», который является кратчайшим путем в международной перевозке между Европой и Китаем, также Трансазиатская железнодорожная магистраль. Так как генеральным подрядчиком по проекту является китайская компания СРЕСС, большинство оборудования доставляется железнодорожным путем из Китая через пограничную станцию Достык.
Атырауский НПЗ расположен в выгодном ареале. Через город Атырау протекает река Урал, связывающая Европу и Азию, и имеющая выход к Каспийскому морю. В этой связи у АНПЗ имеется возможность принимать крупногабаритное оборудование по морским путям в порт Атырау из европейских стран, а также Китая, Японии, Индии. Так, часть оборудования для комплексов по производству ароматических углеводородов и глубокой переработки нефти была доставлена по реке Урал. Одна из технологических установок КПА – колонна рецикла ксилолов – достигает высоты 83 метра. Доставили ее отдельными сегментами числом более 200 штук, которые затем собирались на месте в условиях действующего производства с соблюдением всех необходимых мер безопасности и технологии сборки.
Что получает страна
Что же касается целей самой модернизации, то их несколько. Первая и очевидная – это увеличение объёмов переработки нефти на заводах – планируется, что они вырастут на 2,4 млн тонн, с 14,2 до 16,6 млн тонн в год. Появится возможность производить больше моторного топлива на 3,8 млн тонн в год, выпускать нефтехимические продукты: бензол – до 133 тыс. тонн в год, параксилол – до 496 тыс. тонн в год. И что очень важно – будет обеспечен выпуск моторных топлив экологических классов К4, К5, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза.
Казахстану это позволит не только соблюсти требования Технического регламента Таможенного союза, но и значительно сократить выбросы вредных и загрязняющих веществ, что крайне актуально для крупных городов страны.
Кроме того, после модернизации предприятия станут более конкурентоспособными на мировом рынке нефтепродуктов, куда им открылась дверь, после того, как Казахстан стал полноправным членом Евразийского экономического сообщества и Всемирной торговой организации.
Опубликован полный текст статьи