KIOGE-2016
НазадКазахстанский «даунстрим» в Европе
«КазМунайГаз», приобретя несколько лет назад НПЗ в Европе, поставил перед собой непростые задачи: наладить глубокую переработку, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, довести казахстанскую нефть в виде готового продукта до «пистолетов» на АЗС. Также было важно показать, что Казахстан способен не только на добычу сырой нефти, но и на производство высококачественных нефтепродуктов для Европы.
Сегодня KMG International работает в 12 странах. С 2012 по 2016 годы EBITDA компании вырос почти втрое.
Необходимо было уйти от имиджа Казахстана как производителя исключительно сырой нефти и довести эту нефть – уже в виде готового продукта – до конечного потребителя. Проще говоря, до «пистолета» на АЗС.
Амбициозные цели
В 2012 году основной акционер – «КазМунайГаз» – поставил перед KMG International очень серьезные задачи. Нужно было развивать виды деятельности с более высокой добавленной стоимостью, чем в области нефтедобычи: нефтепереработку, нефтехимию и связанные виды услуг, так называемые сегменты «мидлстрим» (транспортировка нефти и нефтепродуктов) и «даунстрим» (нефтепереработка и продажа).
Необходимо было уйти от имиджа Казахстана как производителя исключительно сырой нефти, и довести эту нефть – уже в виде готового продукта – до конечного потребителя. Проще говоря, до «пистолета» на АЗС.
Важнейший вызов для менеджмента состоял в том, что делать это предстояло на одном из самых насыщенных рынков мира, охватывающем Европу и Черноморский регион с большим количеством игроков и жесткой ценовой конкуренцией при высоком качестве топлива.
Успех в цифрах
На европейском рынке с его высокой конкуренцией молодой компании закрепиться было непросто. Однако за 4 года KMG International удалось добиться и увеличения объемов переработки, и роста прибыли.
Если в 2012 году на НПЗ в Румынии было переработано 4,05 млн тонн нефти, то в 2015 году – уже 4,95 млн тонн. Также вырос объем переработанных продуктов: с 3,968 Kt в 2012 году до 4,889 Kt в 2015-м.
Индекс Нельсона – это эталонный показатель, использующийся для присвоения оценок нефтеперерабатывающим заводам на основании их уровня сложности. Если до модернизации нефтеперерабатывающий завод имел показатель 8,5, то после модернизации цифра выросла до 10,5.
Независимая консалтинговая компания зафиксировала улучшение другого эталонного показателя – индекса энергоемкости (EII) производства со 115% до 98.6%.
Это свидетельствует о том, что KMG International адаптировалась к работе в сложных условиях европейского рынка и продолжает идти к намеченным целям.
Изменения к лучшему
Для реализации амбициозных задач, прежде всего, нужно было пересмотреть подходы к эффективности в целом и убедить сотрудников в необходимости качественных изменений. Ведь исполнитель должен верить в идею, которую он воплощает в жизнь.
Одной из первых инициатив нового менеджмента вчерашнего «Ромпетрола» стала программа «Change for Good» («Изменение к лучшему»). Она стартовала в августе 2013 года. В программе отразилось стремление компании к повышению собственной эффективности. Была пересмотрена стратегия Группы, в цепочке по созданию добавленной стоимости были выделены главные направления:
-
первое – трейдинг и логистика,
-
второе – нефтепереработка,
-
третье – маркетинг и продажи.
Это позволило каждому бизнес-подразделению сконцентрироваться на специфическом направлении, чтобы обеспечить безупречные результаты. На операционном уровне реализация стратегических целей шла через проекты по повышению результативности, инициированные во всех подразделениях и затрагивающие каждую бизнес-функцию.
Одним из примеров интенсивного старта программы «Change for Good» стало повышение операционной эффективности нефтеперерабатывающего завода «Petromidia» и сокращение энергопотребления, что принесло компании 4,5 млн долларов уже после первого года действия программы.
«Change for Good» в последующем переросла в масштабную программу трансформации.
Сегодня KMG International присутствует в 12 странах мира и объединяет 40 дочерних предприятий, где работает около 7 тысяч человек.
KMG International: 40 компаний в 12 странах
Программа трансформации дала результаты, которые можно измерить в цифрах. И цифры эти впечатляют. Прямая выгода от реализации программы трансформации с 2014 года по настоящий момент составляет 159 млн долларов США.
За 4 года компании удалось развить комплекс нефтесервисных услуг, повысить прибыльность и, не в последнюю очередь, зарекомендовать казахстанский нефтяной бренд в Европе.
Сегодня KMG International присутствует в 12 странах мира и объединяет 40 дочерних предприятий, где работает около 7 тысяч человек.
В состав группы входят:
-
«Rompetrol Rafinare», управляющая двумя НПЗ в Румынии («Petromidia» и «Vega»);
-
«KMG Rompetrol» – головная управленческая компания группы;
-
«Rominserv» – компания, предоставляющая индустриальные услуги;
-
«KMG Trading» – трейдер нефтепродуктов и запасов KMG International и эксклюзивный оператор продаж казахстанской сырой нефти из ресурсов «КазМунайГаза»;
-
«Rompetrol Downstream» – розничная сеть АЗС Rompetrol в Румынии;
-
компании Rompetrol в Грузии, Молдове, Болгарии и Украине;
-
крупная сеть нефтегазовых компаний «Dyneff Group», ведущая независимую деятельность во Франции и Испании.
В конце 2015 года 51% процент акций группы приобрела Китайская энергетическая компания CEFC. «КазМунайГаз» получил от этой сделки значительную прибыль.
EBITDA бьет рекорды
Все цели, поставленные в 2012 году, компания достигла в 2015-м. Этот год порадовал самыми высокими показателями. EBITDA достиг 162 млн долларов, а операционная прибыль составила 4,7 млн долларов.
Результаты первого полугодия 2016 года еще раз подтвердили, что KMG International на правильном пути. Чистая прибыль от операционной деятельности составила 32,3 млн долларов, что в шесть раз больше показателя за аналогичный период прошлого года. Показатель EBITDA за первые шесть месяцев 2016 года достиг рекордного уровня в 104,6 млн долларов, что на 22,7 млн долларов, или на 28% выше показателя за аналогичный период 2015 года.
Если принять во внимание, что в 2012 году, когда новое руководство приступило к работе, консолидированный уровень EBITDA составлял всего 79 млн долларов, а чистый убыток был в размере 156 млн долларов, то нетрудно подсчитать, что к 2016 году показатель EBITDA вырос почти в 3 раза.
И такие впечатляющие результаты достигнуты, несмотря на крайне неблагоприятную мировую конъюнктуру рынка нефти. Даже в такой ситуации KMG International смогла не просто выйти на положительный баланс, а показать лучший результат за последние 7 лет.
Безусловно, улучшение финансово-операционных показателей стало возможным, благодаря крупным инвестициям в модернизацию активов компании и развитие всей цепочки бизнеса.
НПЗ Petromidia – главный актив
Нефтепереработка – именно вокруг нее построен весь бизнес KMG International. Благодаря программе трансформации, Petromidia занимает первую строчку в рейтинге НПЗ Центральной и Восточной Европы по показателю операционной эффективности.
За первое полугодие 2016 года завод Petromidia установил новый исторический рекорд по суточной норме переработки сырья в 15,34 тысяч тонн. Всего же за 6 месяцев завод переработал 2,79 млн тонн, что на 4,3% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
Вся продукция Petromidia соответствует нормам Евро-5. Выход дизельного и авиационного топлива за первое полугодие 2016 года составил 51,5%. Тогда как в среднем на рынке Центральной и Восточной Европы этот показатель находится на уровне 45,7%.
В рамках программы по повышению эффективности и оптимизации производственных единиц, расходы на переработку были снижены до минимального уровня в 16,8 долларов за тонну. А производственная мощность НПЗ Petromidia увеличилась до 96,8%, в сравнении с 96,1% в 2015 году.
Румынский завод изначально не был технически готов к переработке казахстанской нефти. В 2010 году началось полномасштабное переоснащение НПЗ, чтобы он мог перерабатывать нефть с высоким содержанием серы. Переоснащение решало и другую задачу – наладить производство нефтепродуктов в соответствии с нормами Евро-5.
Все эти работы осуществила другая «дочка» KMG International – Rominserv, занимающаяся сложными индустриальными проектами ЕРС (инжиниринг, закупки и строительство).
А в 2015 году Rominserv успешно завершила плановый капитальный ремонт завода. Все работы были проведены в запланированные сроки, причем с 8%-ной экономией от запланированного бюджета. В результате механическая готовность завода Petromidia выросла с 95,87% в 2014 году до 96,87% в 2015-м. Сегодня по данному показателю НПЗ Petromidia уверенно входит в число лидеров на европейском рынке.
Завод Petromidia занимает первую строчку в рейтинге НПЗ Центральной и Восточной Европы по показателю операционной эффективности
Трансформация приносит прибыль
Трансформация, направленная на повышение эффективности, проходит во всех компаниях Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». В KMG International она стартовала в 2013 году и стала основным двигателем положительных изменений в компании.
В современных условиях ни одна нефтегазовая компания не может быть конкурентоспособной без постоянного поиска ноу-хау, внедрения инновационных технологий в производство и постоянного улучшения бизнес-процессов. Программа трансформации бизнеса в компании KMG International – это широкомасштабный проект, который включает множество инициатив. Ниже несколько слов о самых значимых из них.
-
Проект «Дельфин» направлен на совершенствование операций по нефтепереработке.
-
Проект «Общий центр услуг» обеспечивает стандартизацию корпоративного функционала.
-
Проект «Система автоматизации терминалов» позволяет усилить контроль потерь при отгрузках/загрузках в терминалах, предусматривает модернизацию технической инфраструктуры и стандартизацию работы в терминалах. А также позволяет добиться повышения уровня прозрачности операций и эффективности работы в терминалах, обеспечения надежности работы и оптимизации затрат.
Программа трансформации – это сложный и многогранный проект, подразумевающий как прямые экономические выгоды, так и косвенные. К примеру, только за 6 месяцев текущего года, инициативы трансформации показали впечатляющие результаты на сумму в 15,8 млн долларов, при этом ожидания по году оцениваются в 22,7 млн долларов. А начиная с 2013 года и до конца 2016 года, общая сумма прямых выгод от реализации трансформационных инициатив составит около 120 млн долларов.
Ожидается, что к 2020 году выгода от осуществления трансформации составит 235 млн долларов США.
Наш бензин на европейских АЗС
В розничном сегменте компания KMG International представлена в Румынии, Молдове, Болгарии и Грузии под брендом Rompetrol. Производимое на НПЗ Petromidia топливо марки «Efix» (Евро-5) является самым известным брендом топлива в Черноморском регионе. А уже широко узнаваемый и укрепивший свои позиции в Румынии и за рубежом бренд АЗС Rompetrol, согласно маркетинговым исследованиям, в последний год повысил узнаваемость более чем на 20%.
Таких результатов удалось достичь, в том числе благодаря масштабной программе ребрендинга розничной сети: 160 станций приобрели принципиально новый внешний вид, отвечающий требованиям современного клиента. Кроме того, построено 6 новых АЗС.
Все эти инициативы привели в 2015 году к рекордно высоким продажам в Румынии, Молдове, Грузии и Болгарии – до 2,64 млн тонн. При этом в Румынии, Болгарии, Грузии и Молдове продажи в первом полугодии 2016 года достигли 1,27 млн тонн, что на 13% больше, чем в первом полугодии 2015 года.
Покорить Европу
KMG International планирует, что по прошествии 7 лет казахстанская нефть и нефтепродукты высокого качества Eвро-5 будут доступны на более чем 1000 АЗС стран Европы и Причерноморья. В ближайшие годы активное развитие бизнеса KMG International будет сосредоточено в Черноморском регионе, где крупнейшим рынком остается Турция. Сейчас специалисты компании прорабатывают пути выхода на турецкий рынок и ищут возможности расширения каналов поставок нефтепродуктов из ресурсов НПЗ Petromidia.
Опубликован полный текст статьи