120 лет казахстанской нефти
НазадОт Карашунгула до Каспийского шельфа
В середине ХIХ века Казахстан, являвшийся частью Великого Шелкового пути, посещали тысячи купцов из самых разных стран, российских военных, ученых из России и Европы, этнографов. Еще тогда многие ученые по результатам даже поверхностных исследований отмечали, что эти громадные земли в сердце Азии могут быть богаты углеводородами. Во второй половине века на территорию западного Казахстана были направлены первые экспедиции, задачей которых были поиски нефтегазопроявлений.
Страницы истории
Согласно историческим данным, первые геолого-поисковые и разведочные работы на нефть начались на месторождении Искине в 1892 году. В 1893 интенсивное разведочное бурение развернулось в районах Доссора, Каратона, Маката и Карашунгула.
На нефтепроявления в урочище Карашунгул первым внимание обратил адвокат Юрий Лебедев. В 1892 году он оставил заявку на разведку в этой местности. Однако у него быстро закончились деньги, и он продал право на разведку отставному офицеру Леману, который и открыл первую в Казахстане нефтяную компанию под названием «Леман и Ко». В записях тех лет сохранились сведения о пробуренных в 1899 году на структуре Карашунгул 17 скважинах. Нефть Карашунгула описывается как «очень легкая, прозрачная и обильная газами».
Имеются также сведения о 20 скважинах на структуре Каратон, пробуренных в 1900 году, и нескольких скважинах в 1908 году. Каратон характеризуется как «куполообразное залегание нефтеносной толщи».
Официально история казахстанской нефти берет начало на атырауской земле, с первого фонтана нефти со скважины №7 структуры Карашунгул в 1899 году.
В 1908 году на месторождении Искине нефтепромышленник Стахеев с глубины 228 метров получил фонтан легкой нефти с суточным дебитом 8 тонн.
Мировое внимание нефтеносные районы привлекли после того, как в апреле 1911 года в Доссоре было открыто крупное месторождение нефти, качество которой по химическому составу превосходило ту, что добывалась на тот момент в Баку.
За короткий срок к нефтедобыче в регионе приступили Западно-Уральское нефтяное общество, Центрально-Урало-Каспийское общество, Северо-Каспийская нефтяная компания, в которых, помимо британцев, частью акций владели инвесторы из Германии, Франции и Швейцарии.
Через несколько лет после открытия нефтяного месторождения Доссор, в 1915 году первую нефть даёт месторождение Макат, обнаруженное компанией «Нобель». Это привело к тому, что на рубеже 1914-1915 годов объем добычи нефти на этих двух месторождениях превысил 200 000 тонн.
Революция и последовавшая за ней гражданская война затормозили развитие эмбинских нефтяных промыслов. Восстанавливать разрушенные, частично сожжённые нефтяные промыслы и добычу приходилось в условиях полной разрухи, дефицита высококвалифицированных специалистов, текучести персонала ввиду дефицита продовольствия и пресной воды, отсутствия социально-бытовых условий и эпидемий.
Первому руководителю Эмбы Рувиму Фридману в эти годы довелось решать целый комплекс трудных задач: восстанавливать промыслы, строить инфраструктуру на производственных объектах, обеспечивать снабжение продовольствием нефтяников и их семей, нести ответственность за здоровье жителей промысла и образование детей, бороться с прогулами и обеспечивать трудовую дисциплину.
В те трудные годы вместе с развитием нефтяных промыслов шло развитие казахстанских национальных кадров. Если на первых порах казахи выступали исключительно чернорабочими, сторожевыми и доставщиками грузов, то уже в 20-30 годах прошлого столетия началась реализация пятилетней программы подготовки местной квалифицированной рабочей силы в Урало-Эмбинском районе. В 1928-1929 годах из 371 служащих число казахов составило более 30%, из 2277 рабочих – около 46%. К 40-м годам эта цифра перевалит за 50%.
Растет также их профессионализм. Согласно сводной таблице, количество стахановцев-казахов по Казахстаннефтекомбинату на Доссоре, Макате, Искине, Косчагыле, Байчунасе составляет от 83% до 97%.
Несмотря на трудности первых лет, добыча на нефтяных промыслах неуклонно росла. Во второй половине 20-х годов прошлого столетия нефтяники Эмбы первыми в СССР начали применять роторное вращательное бурение, что способствовало развитию буровых работ. Первыми эмбинцы в Доссоре и Макате освоили сверхглубокое бурение того времени, до 2500-2800 м.
Форсирование поисково-разведочных работ и открытие ряда месторождений в 30-е годы диктовалось необходимостью создания прочной сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности. Одновременно создавались лаборатории, открылся нефтяной техникум, началось строительство нефтепровода «Гурьев-Эмба-Орск».
Суровым испытанием для всей страны стала Великая Отечественная война. Самоотверженный труд нефтяников Эмбы, добывавших тысячи тонн нефти и снабжавших горючим армию, был весомым вкладом в победу над фашизмом. В годы войны «Эмбанефть» не останавливала свою работу ни на минуту. В эти годы на Эмбе добывается на 39% нефти больше, чем за 5 довоенных лет. Наперекор трудностям военного времени, были введены в разработку месторождения Сагиз, Жолдыбай, Комсомольское, Кошкар, прокладывались нефтепроводы «Комсомольск-Макат», «Кошкар-Сагиз», была построена паротурбинная электростанция на Камыскуле.
Большая потребность в качественном топливе в военные и послевоенные годы дала мощный толчок к развитию региона. Был построен Гурьевский нефтеперерабатывающий завод. Казахстанскими нефтяниками впервые в СССР был освоен вторичный метод добычи нефти. Сданы в эксплуатацию месторождения Мунайлы, Бекбике и Каратон. Был освоен турбинный способ бурения.
А с 1945 года трест «Эмбанефть», преобразованный в производственное объединение «Казахстаннефть», включал в себя все предприятия нефтяной отрасли, действовавшие после войны на территории Казахской ССР.
К концу 40-х добыча приблизилась к миллиону тонн в год. 50-е ознаменовались как период активных геологоразведочных работ, в результате которых были открыты новые месторождения: Теренозек, Тажигали, Тюлес, Караарна. Уже в 1968 году объем добычи нефти на Эмбе достиг 2 миллионов тонн.
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.