Юбилей
Назад110 лет месторождению Доссор
29 апреля исполнилось 110 лет, как из скважины №3 на месторождении Доссор, с глубины 225-226 метров отложений средней юры, был получен мощный фонтан нефти.
Этому событию предшествовали почти двухсотлетние исследования территории нынешнего Казахстана, интенсивно начавшиеся после присоединения казахских земель к Российской империи в 1731 году. В этот период правительственными указами в число участников военных экспедиций в Среднюю Азию включаются исследователи, на которых возлагалась задача по изучению территорий по пути следования походов, с подготовкой подробных отчетов по полезным ископаемым. Исследователи описывали, что основным занятием казахов того времени было кочевое или пастбищное скотоводство.
Технолог Д. Кирпичников в 1874 году в «Описании соляных озер, расположенных возле устья реки Эмбы и нефтяных месторождений к северо-восточному берегу Каспийского моря» описывал местность Карашунгул следующим образом «…Это место у киргизов называется аулие, святое место, вследствие чего около озера и находится большое количество мазарок. Вытекающую из южного берега нефть местное население употребляет как лекарство для скота, ею мажут скот при появлении кожных болезней. Для добычи нефти киргизами вырыто несколько ям, в которые и скопляется нефть. В продолжении суток в эти ямы накопляется около 1 ведра нефти, которая плавает маслянистым слоем сверх воды, выступающей в эти же ямы».
Результатом многочисленных экспедиций стало появление в районе в 1892 году предприимчивых людей, сделавших первые заявки для разведки нефти на Доссоре, а затем, в 1894 году – и на Карашунгуле. 13 ноября 1899 года в местности Карашунгул был получен первый фонтан нефти на казахской земле. Но мировое внимание нефтеносный Урало-Эмбинский район привлек после открытия Доссора. Историческая скважина №3 фонтанировала в течение 30 часов и дала 16 тысяч 700 пудов нефти. Ее качество по своему химическому составу превосходило ту, что добывалась в Баку.
Началась заявочная горячка. Прошения о выдаче заявочных свидетельств на разведку в пределах Гурьевского, Темирского и Лбищенского уездов Уральской области в изобилии стали поступать в Самарско-Уральское управление земледелия. Если в 1911 году было продано 121 свидетельство, в 1912-м – уже 1 788 и в 1913-м – 2 564. В результате энергичной заявочной деятельности в районе началась заявочная неразбериха, которая вызвала необходимость создания целого штата правительственных землемеров с горным инженером во главе.
С этого момента начинается новый период разведочных работ в Зауральских степях. Буровые работы после 1911 года стали вестись более интенсивными темпами, при этом наибольшее внимание было уделено Доссору, который в 1913 году дал уже 117,6 тыс. тонн нефти.
10 апреля 1912 года государственным актом создается акционерное общество нефтяной промышленности и торговли «Эмба». 12 мая того же года в Санкт-Петербурге проходит первое общее собрание акционеров, на котором создается управление общества. С этого дня акционерное общество нефти и торговли официально начинает работать. В этот период Лондонская биржа выпускает акции, призванные стимулировать нефтедобычу на казахстанских промыслах.
Через несколько лет после открытия нефтяного месторождения Доссор (1911 г.), в 1915 году первую нефть даёт месторождение Макат, обнаруженное компанией «Нобель». Последнее событие привело к тому, что на рубеже 1914-1915 годов добыча нефти на этих двух месторождениях впервые переваливает за 200 000 тонн.
Доссор после гражданской войны
Революция и последовавшая за ней гражданская война затормозили развитие эмбинских нефтяных промыслов. Осознавая важность нефти для экономики нового государства, армия вела ожесточенные бои за взятие устья Урала и Эмбы. Восстанавливать добычу на нефтяных промыслах, которые были разрушены и частично сожжены, приходилось в тяжелейших условиях дефицита продовольствия, пресной воды и квалифицированных специалистов. На промыслах буйствовала эпидемия, ввиду чего отмечалась сильная текучесть среди рабочего персонала.
Первому руководителю Эмбы, председателю управления нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района Рувиму Фридману в эти годы пришлось решать целый комплекс трудных задач – восстанавливать промыслы, строить инфраструктуру, обеспечить производство транспортом и фуражом для лошадей, решать вопросы быта нефтяников. Из отчетного письма первого руководителя Эмбы, управляющего промыслами Урало-Эмбинского района Фридмана руководству в августе 1920 года (стилистика и орфография сохранены):
«…Промысел Доссор находится в 120-ти верстах от Гурьева. К Доссору грузы подаются по грунтовому пути на грузовиках, лошадях и верблюдах, вода заготовляется частью скоплением снега в ледниках, частью опреснением принятой с моря по нефтепроводу морской воды и частью подвозом из колодцев, находящихся в верстах 30-ти от промысла….
…К моему приезду у Управления не было ни одного грузовика, ни одного легкового автомобиля, за отсутствием фуража, скот был угнан далеко в степь, его и так в городе держать нельзя из-за слепней и комаров. Почти все автомобильное имущество бывших нефтефирм оказалось расхищенным, в городе в наличии оказался только один военный грузоавтоотряд, который с середины мая по моему приказу стал обслуживать промысла… В настоящее время максимальная месячная перевозочная способность грузоавтоотряда равняется 1.000 пудов, а содержание отряда обходится управлению почти в 200.000 рублей в месяц. Вследствие этого промысловые продовольственные запасы уже съедены, и от времени до времени рабочим приходится голодать за невозможностью подвозить достаточно хлеба.
…В течение всего лета рабочим, кроме хлеба, ничего не выдается, и то до моего приезда им выдавалось 18 фунтов в месяц…С моим приездом я приказом установил для них красноармейский паек, однако, за отсутствием хлеба в городе приходилось выдавать только 25 фунтов…Плохое питание, отсутствие зелени, сахару и жиров сказывается очень тяжело на здоровье рабочих, свирепствует цинга, малокровие, общее недомогание, на этой почве масса пропущенных дней, то и дело контрольная комиссия врачей кого-нибудь освобождает от работы или переводит в другие климатические условия…
…За отсутствием некоторых специальностей нет возможности отремонтировать квартиры на промыслах, нет стекла для окон, нет плит, нет чугунных коробок для нефтяного отопления, нет кирпича, нет бочек для воды, нет и материала для производства этих бочек. Нет буровых партий, нет ни одного токаря по металлу – словом, нечем взяться за дело...».
Не было вопроса, который бы не требовал внимания первого руководителя Р.Фридмана.
«…Прошу Вашего ходатайства, товарищ Фридман, о переводе Доссорской Советской больницы в ведение нефтяного управления, прилагаю список сметы. С открытием нормальных работ на промыслах и притоком новых рабочих сил желательно увеличить штат врачей, добавить зубного врача и одного эпидемического фельдшера», – обращается в письме в августе 1920 года заведующий Доссорской Советской больницы, врач Забродин.
В условиях, когда на промыслах ощущался дефицит рабочих рук, к работе привлекаются малолетние подростки, которым не дозволялось работать более 4-х часов, а отработанные часы засчитывались как полный рабочий день.
Нефтяная Эмба наращивает добычу
Несмотря на трудности этих лет, 18.07.1919 год Президиумом НТС по Нефтяной промышленности утверждается проект нефтепровода Макат-Доссор.
В 1920 году для промышленного освоения нефтяных месторождений создается управление нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района. На этот же год намечается программа эксплуатационного бурения, в рамках которой планируется бурение 4 меридиальных скважин на месторождении Доссор.
Добыча нефти на Доссоре в 1920 году с января по сентябрь возрастает в 6 раз: с 59,987 до 327,628 пудов. Если в первые месяцы 1920 года весь объем добычи нефти обеспечивался фонтанным притоком, к сентябрю большая часть добывается с помощью компрессоров и глубоких насосов.
В 1922 году для освоения месторождений Доссор и Макат создается трест «Эмбанефть». Производственная программа по промыслам Треста «Эмбанефть» на 1927-1928 гг. предусматривала валовую добычу промысла Доссор в 199 599 тонн, Маката – 77 870 тонн, по всему району, включая добычу газа. В рамках глубокого разведочного бурения планировалось пробурить 40 скважин, из которых 21 – на новых площадях и 19 – на эксплуатационных.
Из тезисов к докладу по тресту «Эмбанефть» на промышленном совещании по вопросам развертывания крупной промышленности в Казахстане: «Эмбинская нефть отличается от нефтей особыми маслянистыми качествами. Профессор Гурвич в свое время отметил эти особые свойства нефтей в их масляных фракциях: низкий удельный вес и высокую вспышку при одинаковой вязкости. Свойства, приближающие эмбинские продукты к пенсильванской.…Развитию разведочных работ в Урало-Эмбинском районе должно быть придано первейшее важности значение, и Тресту Эмбанефть должна быть представлена возможность внеочередного приобретения заграницей всего необходимого технического оборудования для достижения наибольшей производительности при наименьшей себестоимости».
Во второй половине 20-х годов на Эмбе начали применять роторное вращательное бурение, что способствовало развитию буровых работ, а также росту глубины скважин, темпа вскрытия и разведки нефтяных залежей.
Самая глубокая скважина в Европе
Нефтяники Эмбы первыми в СССР и Европе освоили на Доссоре и Макате сверхглубокое бурение того времени – до 2500-2800 м. Самая глубокая скважина №304 в 2800 метров была пробурена в Доссоре в 1932 году.
«304-я буровая по своим достигнутым глубинам превосходит все пробуренные скважины Европы, кроме этого, буровая имеет исключительно техническое значение для промыслов Эмбы», – следует из письма центрального ТЕХПРОПа конторе бурения в Эмбе от 9 декабря 1932 г.
В корпоративной газете «Большая Эмба» за №120 от 5 декабря 1932 года был опубликован приказ по тресту «Эмбанефть», в котором, помимо проблемных вопросов по скважине, опубликован перечень мероприятий по повышению мотивации для буровиков 304-й буровой, предусматривающий пересмотр системы оплаты труда в сторону увеличения расчётного коэффициента для всей партии вдвое, увеличение продовольственного пайка, выдачи мануфактуры, выдачи полушубков, сапог, валенок, рукавиц, белья и шапок. Также, управляющего промыслом Доссор обязали выделить для более нуждающихся работников буровой квартиры и др.
Только такими мерами на тот момент можно было остановить текучесть квалифицированного персонала с буровых, особенно в летние месяцы, когда на промыслах буйствовали инфекции. Несмотря на эти трудности, в 1932 году эмбинские буровики, помимо 304-ой, пробурили за 92 дня скважину №307 до 962 метров, открыли мощное месторождение Косчагыл, получили приток легкой нефти на южном Искине, вскрыли нефтяные пески на Бис-Булюке, строили буровые вышки без гвоздей (на болтах), и без достаточных пиломатериалов, добились снижения аварийных работ в бурении по отношению к общему времени бурения и добились многих других впечатляющих результатов.
«Дорога жизни» для нефтяников
Одной из самых больших проблем «Эмбанефти» в 20-30-е гг. являлось водоснабжение нефтяных промыслов. Ближайшее расстояние от Доссора до реки Урал составляло 85 верст (1 верста – 1,0668 км), а ближайшие водяные колодцы находились на расстоянии 40 верст от Доссора. Эти колодцы небольшой глубины служили недолго, поскольку при продолжительной эксплуатации давали соленую воду и не могли расцениваться как источники водоснабжения. Альтернативными природными источниками воды были атмосферные осадки, которые собирали в сооруженные водоемы из заградительных плотин, а зимой – в оборудованные ледники. Качество воды, конечно, было сомнительным, но все же лучше, чем в колодцах.
Лето 1924 года выдалось жарким и засушливым, все искусственные водоемы иссякли, и населению промыслов – нефтяникам и членам их семей – пришлось пить соленую колодезную воду, еще и выдаваемую ограниченно, по 1 ведру в день на каждого члена семьи. Все лето 1924-го, вплоть до заморозков 1925 года, вода доставлялась на промыслы 4 грузовиками цистернами по 150 ведер, 2 рейса в день и обозом верблюдов в 75 бочек по 30 ведер, один рейс в 2 дня. Причем, водоснабжение нарушалось при малейшей порче дороги, в результате чего промыслы оказывались в критическом положении, под угрозой остановки нефтедобычи.
Тогдашний руководитель «Эмбанефти» Владимир Коробовкин, форсировавший вопрос о строительстве узкоколейной дороги между Доссором и Гурьевым, убеждал Москву, что положительное решение этого вопроса решило бы радикально и проблему водоснабжения. В отчетном докладе руководству он аргументировал, что нерешенность таких больных вопросов, как транспортный и водоснабжение, ухудшают условия жизни на промыслах, удорожают производство и нарушают правильную работу промыслов.
«К постройке железной дороги трест решил приступить немедленно, как только этот вопрос будет разрешен в положительном смысле ВСНХ и Госпланом. …каждый промысловый рабочий может дешево съездить в Гурьев и купить себе все необходимое. Железная дорога позволит привлекать более квалифицированную рабочую силу, которую теперь из-за трудных жизненных условий, заполучить довольно трудно», – отмечает Коробовкин.
Работы по строительству железной дороги начались в 1924 году. 19 декабря 1926 года было открыто временное движение по маршруту Гурьев-Доссор. Постройка железной дороги Гурьев-Доссор, которая проходила по безводной пустыне, составляла эпоху в развитии нефтеносного района и являлась необходимой для дальнейшего продвижения вглубь пустыни, в целях расширения разведочных и эксплуатационных работ на новых площадях.
Становление отечественных кадров
Если на первых промыслах казахи выступали чернорабочими, сторожевыми и доставщиками грузов, уже в 20-30-е годы в рамках реализации программы коренизации трудового персонала картина начала меняться.
В 1928-1929 гг. из 371 служащих Урало-Эмбинского управления численность казахов составляла 112 человек, или 30,1%, из рабочих 2277 – 1041 казахов, или 45,8%.
Из докладной записки управляющего нефтяными промыслами Р. Новосильцева, заместителя С. Шарипова и управляющего делами М. Меликова (стилистика и орфография сохранена):
«...горное дело для промыслов является основным, работа здесь десятилетиями без перерывов, а поэтому казах, поступивший, скажем, на работы по бурению или добыче нефти, имеет возможность работать здесь настолько долго, что в процессе работы такой казах квалифицируется. К тому же и определиться впервые на работу казаху-степняку легче в бурении или на добычу нефти. Из большого количества побывавших на этих отраслях работ рабочих большое количество их остаётся в этом деле и охотно поступает на работу. Кроме того, поскольку бурение и эксплуатация скважин в одинаковой мере требует учебы как от казаха, то и от не казаха, если они впервые определяются на работу, то разумеется, что предпочтительнее привлекать на такие работы казахов из местного населения».
Уже к 1940-м годам соотношение работников на промыслах меняется в пользу представителей коренной национальности. Растет и их профессионализм. Согласно сводной таблице количества стахановцев по Казахстаннефтекомбинату (образован в 1940 году из трестов «Эмбанефть» и «Актюбнефть» – прим. автора), из 182 стахановцев управления Доссор – 152 (83,5%) работника казахской национальности, по Макату – 242 казаха-стахановца (91% от всего числа стахановцев), Искине – 108, или 97%, Косчагылу – 127, или 88%, Байчунасу – 213, или 97%.
Продолжение следует….
Лаура Сулейменова, руководитель службы по связям с общественностью АО «Эмбамунайгаз»