ESG и устойчивое развитие нефтегазовой отрасли
НазадУстойчивое развитие и ESG: хайп или реальность?
Ответ на этот вопрос ищем вместе с экспертом Айжан Хамитовой.
– Айжан, устойчивое развитие – это модный тренд или новая реальность, которая может принести, в частности, недропользователям, какие-то ощутимые материальные дивиденды, помимо моральных?
– Многим, действительно, кажется, что это модный и бесполезный тренд.
Понятие «устойчивое развитие», на самом деле, пришло к нам давно: не с ЦУРами в 2015 году, и даже не в 80-ых годах прошлого столетия, когда эта фраза прозвучала в докладах Международной комиссии по окружающей среде и развитию – МКОСР (World Commission on Environment and Development – WCED). Еще в XVIII-XIX веках термин «устойчивость» уже применяли к таким сферам жизнедеятельности человека, как правильное лесопользование и эксплуатация рыбных ресурсов.
Но именно в докладе МКОСР заговорили не просто про экологию, а про ее взаимосвязь с экономикой. И «красной нитью» звучала идея о балансе между поколениями: удовлетворять потребности настоящего поколения и не ставить под риск жизнь будущих.
С тех пор про устойчивое развитие бизнеса написано и рассказано очень много на самых разных площадках, но, к большому сожалению, еще встречаются люди, которые до сих пор считают, что речь идет о сугубо экономической стабильности компании и росте ее доходов. Это и было когда-то прописано в миссиях компаний – удовлетворение интересов акционеров через увеличение прибыли. Такое однобокое понимание уже должно остаться в прошлом. Времена изменились, изменились и акционеры и их интересы.
Для меня Устойчивое развитие – это некая философия, история про ответственность, про осознанность. В развитых странах запрос идет со стороны общественности. Добавлю – особенно сильно со стороны молодого поколения. Недавно у меня состоялся разговор с иностранцем-управленцем нефтяного проекта, и он рассказал, что если раньше его дети гордились тем, что их отец работает в нефтегазовой компании (это всегда было престижно), то несколько последних лет, как он признался: «They feel awkward» – им неловко за то, что он работает в отрасли, которая потенциально может причинить вред окружающей среде.
У нас тоже наблюдается давление со стороны и общества, и правительства: нас волнует качество воздуха, воды, нам важно знать, каким образом бизнес участвует в решении социальных проблем наших регионов, мы хотим убедиться в том, что к нам пришли не «временщики» и не бездумные пользователи ресурсов, мы хотим открытости и дискуссии, мы хотим понимать кадровую и финансовую политику компаний. Одной ежегодной пресс-конференции и презентации Отчета об устойчивом развитии компании, увы, уже недостаточно. Общественность хочет понимать, как управляется бизнес, каким образом принимаются решения, в этом случае диалог населения с бизнесом не превратится в односторонний поток обвинений и сплошных требований.
И именно тут на помощь приходят принципы ESG, которые и помогают получить внятную картину об устойчивости бизнеса, хотя до сих пор нет единых стандартов.
Если Устойчивое развитие – это общая концепция, то ESG – это уже наш с вами инструмент, который охватывает следующие факторы:
- E – environmental, экологические;
- S – social, социальные;
-
G – governance, корпоративное управление.
В крупных компаниях вопросы ESG находятся на повестке у акционеров, первых руководителей, попечительских советов, советов директоров. Они выступают драйверами ESG-повестки и понимают, зачем это им нужно.
Знаете, что меня беспокоит? Нередко бывает, что ESG-принципы хорошо прописаны и в миссии, и в стратегии компании, бизнес уже красиво заявил, что придерживается этих стандартов, а персонал не понимает сути. Значит, стратегии писались без участия сотрудников, это раз, во-вторых, никто им ничего не разъяснил. И ESG так и остается «на бумаге», не интегрированным в корпоративную культуру. Либо, направление ESG «вешают» на шею одного сотрудника по УР, и делай что хочешь, а значит, закрывай все непонятные вопросы. А это, обратите внимание, стратегический участок, это работа с рисками, об этом должны быть и внутренние, и внешние коммуникации бизнеса.
ESG-культура в бизнес-среде, если можно так выразиться, у нас еще формируется, всё пока на декларативном уровне, но завтра это коснется уже и малого и среднего бизнеса.
Как-то я предложила одной крупной компании наши обучающие курсы по основам ESG и по устойчивому развитию для всего персонала (у них замечательная новая миссия, основанная на ESG), и мне в ответ сказали: «Хорошо, мы передадим информацию нашим экологам».
Как я перечислила выше, ESG – это не только охрана окружающей среды. Нам стоит еще раз и внимательно посмотреть на расшифровку этих трех загадочных букв и понять, что это касается деятельности и зоны ответственности каждого сотрудника компании (юристы, бухгалтеры, финансисты, закупщики, hr-ы, комплаенс и так далее) и берите шире – ее поставщиков и подрядчиков.
Компания – «молодец» не только потому, что реализует крутой социальный или благотворительный проект где-нибудь в ста километрах от города, а потому что каждый ее сотрудник, вся ее система работает в соответствии с принципами ESG. Инвесторы этой компании, помимо стандартной финансовой отчетности, будут опираться именно на ESG-факторы в принятии своих решений. По данным Morgan Stanley, инвестиции в активы, которые соответствуют принципам ESG, более выгодны: анализ деятельности 11 тысяч фондов продемонстрировал, что портфели ответственных фондов дешевеют в кризисы, в среднем, на 20% меньше по сравнению с обычными.
Уже в 2020 году инвестиции, ориентированные на ESG, превысили планку в 35 триллионов долларов (источник: Global Sustainable Investments Alliance, Глобальный альянс устойчивых инвестиций). А Bloomberg прогнозирует дальнейший рост ESG активов – до 53 триллионов долларов к 2025 году.
Стратегии по устойчивому развитию и ESG – это, скорее, «must have» для бизнеса, а не просто «nice to have».
Зачем это нужно? Назову лишь некоторые моменты, и они все между собой так или иначе связаны:
- Учет ESG-факторов помогает бизнесу в управлении инвестиционными рисками.
- ESG-ориентированная компания более привлекательна для инвесторов. Нельзя забывать про жесточайшую конкуренцию на международном рынке капитала и на кредитование банковским сектором.
- В Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан, принятой в прошлом году, указано, что будут разрабатываться инструменты устойчивого («зеленого») финансирования для поддержки компаний, у которых «будет верифицирована интеграция ESG-принципов в текущую деятельность и стратегию развития».
- Интересная статистика: по данным компании McKensey, внедрение ESG-принципов увеличивает доход акционеров, в среднем, на 2%, текучесть персонала уменьшается на 15-25%, и рыночная стоимость таких компаний становится на 10-20% выше.
- ESG-стратегия положительно влияет на репутацию компании, делает узнаваемым и привлекательным бренд работодателя, стимулирует инновационное развитие.
- ESG-принципы помогают в успешной реализации PR-стратегии, повышают лояльность населения, потребителей.
Я не говорю уже о таком серьезном вопросе, как доступ на международные товарные рынки. Как, например, учитывают стратегии компаний-экспортеров инициативу ЕС по введению трансграничного углеродного налога? Это отдельная большая тема про риски и перспективы.
ESG-стандарты уже давно не теория, это полезный практический инструментарий, используя который, мы можем успешно повысить устойчивость бизнеса. Если сегодня игнорировать этот тренд, завтра разобраться во всех новшествах и требованиях и догнать других будет очень сложно.
– Соблюдение принципов справедливого корпоративного управления – это что? Какое управление является справедливым?
– Аббревиатуру ESG мы с вами уже расшифровали, и вопрос касается Governance – третьей составляющей, которую очень часто недооценивают или мало понимают, опять же, считая, что ESG ограничивается только социальными, благотворительными проектами и защитой окружающей среды.
Итак, название «корпоративное управление» говорит само за себя и отвечает за эффективность менеджмента.