Проекты
НазадВ Узбекистане обсуждается проект «газового хаба» для Китая, Индии и Пакистана
Начало поставок российского газа в Узбекистан через Казахстан, стартовавшее в начале октября, стало одной из главных новостей 2023 года на глобальном энергетическом рынке. Эксперты говорят о серьезном потенциале этого сотрудничества, присматриваясь к возможному расширению транзита не только в Китай, но и в Индию с Пакистаном через газопровод ТАПИ. В такой конфигурации Узбекистан сможет не только получать деньги от транзита российского газа, но и стать полноценным газовым хабом, увеличивая свой потенциал.
По мнению директора ташкентского Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёра Эргашева, высказанному в интервью агентству Podrobno.uz, Узбекистан будет вынужден увеличивать закупки газа, причем не только из России, но и из Туркменистана, чтобы обеспечить потребности собственного населения и экономики. Поэтому Узбекистану необходимо выстраивать политику, основанную на собственных интересах, а не с оглядкой на другие государства.
«Начиная с 60-х годов прошлого века, Узбекистан через систему газопроводов «Средняя Азия - Центр» и «Средняя Азия - Урал» был одним из основных поставщиков природного газа в Российскую Федерацию. Сейчас на наших глазах происходит формирование новой конфигурации газового сотрудничества: Узбекистан и Казахстан становятся получателями российского газа, который теперь уже в реверсном режиме будет идти из России в Центральную Азию по созданным еще в 60-70-е годы системам газопроводов», – отметил Эргашев.
Эксперт добавил, что министр энергетики страны Джурабек Мирзамахмудов и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в начале ноября подписали стратегический меморандум о сотрудничестве Узбекистана и России в энергетическом секторе. Это показатель того, что партнерство будет долгосрочным, оно носит стратегический характер (См. «Разворот газовых рек. Petroleum №5-2023).
«Там есть несколько аспектов, по которым сотрудничество должно быть реализовано. Первое – Узбекистан становится получателем российского природного газа. На ближайшие два года речь идет о поставках 2,8 миллиарда кубометров «голубого топлива» ежегодно. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возрастающие потребности в осенне-зимний отопительный сезон», – подчеркнул собеседник.
Эргашев считает, что показатель в 2,8 миллиарда кубометров – это только начало. Узбекистан в дальнейшем будет вынужден увеличивать эти закупки, причем не только из России, но и из Туркменистана. На данный момент есть только два реальных поставщика природного газа в страну: Москва и Ашхабад, других вариантов просто нет, говорит эксперт. Без импорта не обойтись, учитывая рост потребностей экономики и промышленности, а также постоянное увеличение населения.
«Второй аспект, который можно обсуждать, это возможность Узбекистана стать хабом для транзита российского газа. Узбекистан до сих пор расплачивается за строительство газопровода «Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Кыргызстан - Китай». Его еще называют «Центральная Азия - Китай». На данный момент построено три ветки. Туркменистан качает по этому газопроводу примерно 35 миллиардов кубометров природного газа. Казахстан с Узбекистаном также по нему поставляют газ в КНР, примерно от 5 до 10 миллиардов кубометров в год», – рассказал эксперт.
По его словам, при этом и в Казахстане, и в Узбекистане существует дефицит природного газа, который особенно заметен в зимний отопительный сезон. Поэтому обе страны заинтересованы в том, чтобы оставлять свой газ у себя, но пока имеют обязательства перед китайскими партнерами и должны поставлять его на экспорт.
«Газпром может закрывать поставками своего газа потребности Китая, при этом Узбекистан и Казахстан получают возможность отправлять российский газ по этому трубопроводу в Китай, оставляя свой газ для собственных нужд. Это один из вариантов, который вполне может и должен обсуждаться. В случае, если удастся наладить транзит российского газа в КНР по трубопроводу «Центральная Азия - Китай», то это будет иметь очень серьезный положительный эффект для Казахстана и Узбекистана, которые будут получать средства за транзит топлива», – уверен собеседник.
Поэтому, добавил он, создание хаба вполне может стать следующим шагом в газовом сотрудничестве между Россией и Узбекистаном. При этом Эргашев считает бесперспективной идею прокачивать российский газ из Узбекистана в Туркменистан, а затем в Китай. «Через Туркменистан в Китай гнать газ не нужно. У Узбекистана есть свои точки входа в газопровод, через который узбекский газ поставляется в КНР. Поэтому, если определенная часть газа будет поступать в Узбекистан транзитом и идти дальше в Китай по этому газопроводу, Туркменистан не нужен. Однако можно обсуждать вариант, когда российский газ транзитом через Казахстан и Узбекистан может доставляться, например, в Туркменистан для того чтобы он дальше шел в Пакистан и Индию», – рассказал он.
Эксперт отметил, что уже давно идут споры по поводу строительства крупного магистрального газопровода «Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия» (ТАПИ). В ходе обсуждений речь шла, как минимум, о 30 миллиардах кубических метров природного газа из Туркменистана, которые могут поставляться в Пакистан и Индию через Афганистан. Это такой же многострадальный проект, как и строительство железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан». Его тоже обсуждают уже почти 30 лет и никак не могут запустить.